Многие жители Донбасса уже устали и от России, и от Украины — мнение
Война на Востоке ставит перед украинской журналистикой новые вызовы и задачи. Об этом в Могилянской школе журналистики на конференции «Конфликт и медиа» говорили студенты и журналисты. Оксана Гриценко — украинская журналистка, которая часто бывает в зоне АТО — рассказала студентам о главных задачах журналистов во время войны, собственный рецепт того, как не скатываться к пропаганде и тому голосу Донбасса, который она там услышала.
«Мы вернулись с зоны АТО две недели назад, и очень ценным было то, что мы смогли посетить Донецк, который сейчас контролируется сепаратистами. При этом мы открыли для себя очень много нового и неожиданного. Например, я была уверена, что там сейчас в основном люди, которые поддерживают пророссийских сепаратистов. На самом деле это не так. Там есть очень разные люди. Там есть люди, которые просто не могут выехать из города. Там есть люди, которые очень долго надеялись на то, что город будет освобожден, или конфликт в ближайшее время будет улажен. Они выехали из Донецка на несколько месяцев, потом поняли, что эта война надолго, они вернулись и сейчас каким-то образом пытаются восстановить свою жизнь там, несмотря на то, что живут в таких сложных условиях. На самом деле это было достаточно сложно, достаточно печально общаться с этими людьми, но это очень полезный момент», — сказала журналистка.
Оксана Гриценко уверена, воздержаться от пропаганды и предвзятости помогает тесное общение с жителями востока и роль наблюдателя, а не того, кто решает конфликты.
«Я абсолютно и полностью считаю, что первая задача журналиста — это информировать и не занимать другую сторону. Для украинских журналистов очень трудно быть беспристрастными, поскольку Украина фактически является стороной конфликта. Но для себя я выбрала стратегию, нужно как можно больше общаться с разными людьми.
Сложнее всего там, это то, что иногда тебе приходится говорить с людьми, которые не разделяют твое мнение. Всегда хочется вступить в спор, дискуссию, но этого надо избегать. Надо стараться слушать, как можно больше слушать. И быть наблюдателем, и затем максимально рассказывать то, что ты слышишь и видишь. Главное — не быть пропагандистом и каким-то образом влиять на те события, которые освещаешь. То есть, быть максимально беспристрастным. Это сложно, но этого следует добиваться, для этого нужно как можно больше ездить и говорить с разными людьми.
Я стараюсь не являться судьей. Быть слушателем. Описывать то, что я вижу, и не судить. Я согласна с тем, что журналист на самом деле не может решать конфликты. Это не его ролью. Задача журналиста рассказывать правду. Правду, какой бы она ни была. Во время военного конфликта правда, конечно, не однозначна. В любом событии очень много различных сторон и нужно не упрощать эти события», — добавила она.
По словам журналистки, большинство жителей Донбасса уже уставшие от боевых действий и нейтральные к обеим сторонам конфликта. «Если говорить о людях, которые живут на Донбассе, то те из них, которые однозначно поддерживают Россию, или однозначно поддерживают Украину — их меньшинство. Большинство людей устали от войны, очень часто они говорят о том, что по большому счету им все равно, кому принадлежит эта территория, на которой они живут. Они просто хотят мира, спокойствия, и все остальное. Об этих вещах надо говорить.
Мне кажется, очень важно для журналистов, в том числе украинских, а не скатываться к пропаганде. Потому что проукраинская пропаганда ничем не лучше российской. Это все равно не журналистика. Поэтому надо говорить о каких-то не очень приятных вещах, которые происходят на этой войне. Например, о том, что некоторые представители добровольческих батальонов могут похищать людей, забирать машины, могут делать те вещи, которые не являются приятными. Нашей аудитории об этих вещах тоже надо говорить». Журналистка предполагает, что украинские СМИ могут намеренно замалчивать подобные детали.
Мила Мороз
Вот потому они должны вымереть и освободить осквернённую ими землю!